Среда, 05.15.2024, 2:21 PM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Информация о сайте | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Персональный сайт
    учителя истории и
    обществознания
    Филимоновой
    Елены Анатольевны


    Моя педагогическая философия.

     

       «Не посылайте дальтоников за синей птицей. Они могут вернуться с пустыми руками». Замечательные слова.  Ищу имя автора. Кажется, что это кто-то очень знакомый и я, наверняка, знаю этого человека, вот-вот вспомню имя. Однако, в тексте нет никаких ссылок. Решаю вопрос привычным способом. Интернет сразу приходит на помощь. Это Станислав Ежи Лец «Непричесанные мысли». В студенческие времена мы любили его афоризмы. Часто цитировали. Но предпочитали веселые и короткие: «Толстые живут короче, но едят дольше» или «И слово может стать кляпом».

        С тех пор прошло много времени. Автор этих строк давно окончила университет и работает преподавателем. Учит детей любить историю своей семьи и своей страны, много читать, интересоваться всем, что происходит вокруг, быть современными людьми. С высоты прожитых лет и жизненного опыта многое воспринимается по-другому. Часто слова, которые раньше не вызывали особого интереса, спустя какое-то время, приобретают особый смысл.  «Не посылайте дальтоников за синей птицей…». Интересно, а если бы я не была учителем, обратила бы я внимание на эту фразу?

       В знаменитой пьесе Метерлинка дети отправляются за синей птицей, которая поможет всем стать счастливыми, и возвращаются с пустыми руками. Мне кажется, что слова Леца к «Синей птице» нобелевского лауреата не имеют никакого отношения. У них - свой особый смысл. Как учитель я вижу в этой фразе педагогическую подоплеку. Ребенок с ограниченными возможностями, не обязательно физическими. С небольшими, как нам кажется, способностями. Бывает, слышишь от коллег: «Он не сможет, не потянет. Она совсем не соответствует предъявляемым требованиям». Таким образом, мы ставим своего рода клеймо на человеке. Мы преграждаем ему путь, лишая его возможности  попробовать себя,   поверить в свои силы. Но разве не учитель должен помочь, поддержать,  показать пример? Это нелегко, но разве не в этом -  его, учителя, великая миссия?

       Много лет назад я увлекалась фотографированием. Большой ФЭД, черно-белая пленка.… Потом, поздно вечером, начиналось самое интересное: мы печатали фотографии. Было удивительно наблюдать, как на абсолютно белом  листке бумаги постепенно проявлялись контуры, которые становились четкими силуэтами и, в конце концов, перед нашими глазами появлялось замечательное изображение.  По сути, из неизвестного,  неопределенного получался вполне конкретный образ. Мне казалось это превращение каким-то волшебством. Но для того, чтобы был хороший результат, нужно было верить в успех и приложить определенные усилия. Работа учителя, на мой взгляд, заключается именно в этом –  верить в то, что твой ученик проявит свои способности и состоится как личность и сделать для этого все от него зависящее.  

       Но как часто бывает, что результат не приходит. Тот самый эффект «пустых рук». И руки самого учителя готовы опуститься. Однако, в окружающей нас действительности существует много достойных примеров. В свое время меня, в буквальном смысле, потрясла история про Ояшинский детский дом – интернат для детей с ограниченными возможностями.  Коллектив этого дома во главе с замечательным директором Л. Н. Присмакиной добился удивительных результатов. Здесь есть свои художники и паралимпийские чемпионы. Специалисты – преподаватели, работающие в этом детском доме с детьми – инвалидами, убеждены: ничего невозможного нет, все дети обучаемы. На мой взгляд, это великий пример отношения педагога к своей работе. И  как следствие и, одновременно, как заслуженная награда – отличный результат, настоящая «педагогическая поэма».

        Но есть результаты скромные, совсем невыдающиеся, но от этого они не становятся менее значимыми для нас. Настороженный взгляд,  угловатая фигура.… На все мои вопросы – самый простой ответ: «да» или «нет». Я и сейчас очень хорошо помню эту девочку. Неуверенная в себе, да и дома у нее не все в порядке. Сплошные комплексы. И это звучало как диагноз. Ей очень нравился мой предмет. Она хотела поступать на исторический факультет престижного университета. Сколько пришлось ей выслушать скептических комментариев: при конкурсе восемь человек на место да с такими весьма скромными способностями. Когда она робко призналась мне, что у нее есть мечта, моим первым желанием было немедленно отговорить ее от этого шага. Это ведь так просто:  убедить в том, что для нее это невозможно (все-таки восемь человек на место!), а потом спать спокойно. Был непростой разговор  и мне показалось, что я привела все аргументы. Но спокойно спать не могла.  У девочки есть цель в жизни. Разве это плохо? Кто еще, кроме меня, может ей помочь поверить в себя и пойти по  этому трудному пути? Прошло несколько лет.  На моем столе лежит открытка из Китая от той самой девочки, робкой и неуверенной троечницы, из неблагополучной семьи. У нее сейчас все хорошо. Она окончила  университет,  выучила труднейший китайский язык и продолжает свое образование в Пекине. Уверена, что каждый из моих коллег может привести много похожих примеров из своей жизни. И у каждого – своя «педагогическая поэма».

       «Не посылайте дальтоников за синей птицей. Они могут вернуться с пустыми руками»... Замечательные слова! С ними трудно не согласиться.  Действительно, человек, не отличающий синий цвет от других, не сможет поймать эту самую синюю птицу. Но, будучи учителем, имея определенный педагогический опыт за своими плечами, не могу согласиться с этими словами. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет…

       И когда видишь результат, когда удается схватить и удержать синюю птицу, не смотря ни на какие трудности, понимаешь: ради этого стоит заниматься своей профессией. 

    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024